
«К приезду моему сварить пива бочонков от трех до четырех…»
22 марта 2016 17:10
Жители глубинки создали туристический маршрут в село Сараево Приволжского района, которое когда-то было вотчиной великого русского полководца Александра Суворова
Полководцу принадлежали 300 крестьян
Маленький домик местного краеведа Веры Сажиной стоит в начале улицы Суворова, рядом со знаменитым белокаменным Казанским храмом. Он был заложен в 1793 году и построен два года спустя на средства (пять тысяч рублей) помещика Александра Суворова (вотчина перешла к нему в 1775 году, после смерти отца).
«Отец будущего полководца приобрел Сараево и окрестные деревни в 1771 году,– рассказывает Вера Георгиевна. –Александр Васильевич был в селе три раза: в юности, потом уже известным полководцем и на закате своих лет. Делами имения в его отсутствие занимался мирской староста. После смерти полководца в 1800 году вотчина перешла к его сыну, генерал-лейтенанту Аркадию Суворову, потом ею владел внук генералиссимуса, Александр, сделавший блестящую карьеру».
Внук Суворова был костромским губернатором, генералгубернатором Прибалтийского края, военным губернатором Риги и Санкт-Петербурга.
Известно, что в селе Сараево Плёсской округи и ближних деревнях – Фёдорихе, Симонихе и Михалёве – Александру Суворову принадлежали 169 мужчин и 163 женщины.
Подарил мужикам икону, которую брал в походы
Вера Сажина использует для своих экскурсий многие краеведческие источники, но ее настольной книгой является работа ивановского писателя и краеведа Василия Баделина «Люди и легенды Верхневолжья».
Сараевских легенд вокруг имени великого полководца немало. Но доказанных фактов всего несколько. К примеру, известно, что в селе не было помещичьего дома и, приезжая в Сараево, Александр Васильевич останавливался в избе старосты – так было и во время его последнего приезда в 1795 году. Уезжая, он подарил крестьянам маленькую икону- складень с именной надписью, которую всегда возил с собой в походах. Она хранилась в Казанской церкви, но после революции 1917 года попала в фонды Ивановского историкореволюционного музея.
Рассказывают экскурсантам и о связанном с селом Сараево документе, который хранится в музее Суворова в СанктПетербурге. В распоряжении от 5 августа 1784 года Александр Васильевич дает указ не брать сараевских крестьян в рекруты, откупаться деньгами за счет других вотчин. Он лично выделял на эти цели 70 рублей на каждого покупного рекрута.
Судя по этому документу, хозяин сараевских душ заботился и о том, чтобы семьи образовывались по православным традициям и в нужный срок:«Невступление в свое время в святой брак есть великий грех».В этом же распоряжении есть и указание, вызывающее сегодня улыбку:«К моему приезду сварить пива и полпива бочонков от трех до четырех, квасу до двух кои зарубить в лед, пиво – сварить к Успеньеву дню, грибов набрать всяко насоля».
Сараевские крестьяне любили своего барина, никто их особо не наказывал и не угнетал. Как говорит Вера Георгиевна,«это был щадящий помещик, бережливый и экономный».
В советское время в храме было зернохранилище
Казанский храм – единственное сохранившееся до наших дней место, где бывал Суворов. До 1956 года здесь был резной золоченый иконостас в стиле барокко, перевезенный после закрытия храма в Преображенский собор Иванова. А в сараевской церкви разместился зерносклад колхоза «Маяк», в алтаре – мельница.
«Храм был в крайне запущенном виде. Представляете, мусора накопилось до самых окон,– вспоминает Вера Георгиевна. –И всё же мы ставили вопрос о его открытии, и это произошло с помощью спонсоров и безвозмездного труда членов нашей общины. Сегодня хотя бы внешний вид церкви – как в суворовские времена. Но еще много надо сделать для его внутреннего убранства».
Селяне говорят много добрых слов о главном вдохновителе возрождения храма – его сегодняшнем настоятеле отце Петре Сургучёве. Он москвич с двумя высшими образованиями, известный фотохудожник.«Службы проходят по три часа очень эмоционально, батюшка собирает много народу»,– рассказывают селяне.
Прихожане до сих пор плачут, вспоминая трагедию, случившуюся более 10 лет назад, когда при пожаре в доме отца Петра погибла его семья. Батюшка теперь живет в Ермолине, но продолжает служить в Сараеве.
Музей пришлось открыть прямо на сцене
Как только храм был восстановлен, в Сараево начали приезжать гости из разных городов области и страны, особенно летом. Люди любуются живописными окрестностями, сохранившимися в глубинке со времен суворовской вотчины. Однажды сюда занесло даже туристок из Японии и Англии. С помощью переводчика они долго беседовали и с батюшкой, и с Верой Сажиной.
В прошлом году к 285-летию со дня рождения Суворова в селе хотели открыть музей в самом старом доме. Но, говорит директор Сараевского клуба Юлия Соколова, выкупивший его плёсский предприниматель больше в селе не появлялся. Собранную к юбилею экспозицию народного быта пришлось открыть прямо на сцене клуба – по ее краям, чтоб не мешала выступать артистам.
В Сараеве с нетерпением ждут гостей и готовы всем желающим поведать о богатой истории села .